Зайцева Людмила Васильевна биография

15.3.2014, 21:38
Зайцева Людмила Васильевна биография
ФИО: Зайцева Людмила Васильевна
Дата рождения: 21.07.1946
Родилась 21 июля 1946 года на хуторе Восточном Краснодарского края.

Заслуженная артистка РСФСР (25.02.1980).
Народная артистка РСФСР (10.07.1989).

По окончании восьмилетки работала штукатуром на стройке и училась в вечерней школе, затем работала лаборанткой, разнорабочей, уборщицей.

В 1965–1966 годах – актриса вспомогательного состава Рязанского ТЮЗа.
Окончила Театральное училище им. Б. Щукина (1970).

С 1976 — актриса Театра-студии киноактера.

…Впечатления детства остались с актрисой Людмилой Зайцевой на всю жизнь. Природа, мир народных песен и юмора. Людмила Зайцева преклоняется перед людьми земли. Ее корни — оттуда, из далекого кубанского хутора Восточный, где в школу приходилось бегать в соседнюю станицу. Мама и папа — потомственные крестьяне — жили трудно, бедно в послевоенные годы, но всегда надеялись, что будет лучше. Все свое детство актриса наблюдала, какого труда и отдачи требует земля. Мать отдала всю жизнь колхозу. С поля приходила домой — и снова бралась за работу. Растила Ольга Ильинична дочку одна. Ей и воспитывать ребенка некогда было, а это было и не нужно, Люда видела дела, поступки. Дочка ходила за матерью по пятам, помогала по хозяйству, никогда не была белоручкой. Отсюда и необыкновенное трудолюбие актрисы.
Бывали и праздники — а как раньше умели радоваться на селе! — мать хорошо пела и была душой компании. Большим событием были и походы в кино всем хутором. Большую конюшню летом очищали, и получался кинозал. Приезжал механик, вывешивали самодельный "экран", к сельчанам приходила волшебная сказка под названием "кинематограф". Маленькая Люда очень хотела когда-нибудь очутиться по ту сторону экрана.
Однажды она увидела на ногах одной итальянской актрисы красивые туфли-лодочки, и ей так захотелось иметь такие же! Словно эти туфли смогли бы изменить всю ее жизнь, приблизить ее к "миру грез"… Люда скопила деньги и побежала в магазин, вот только лодочки были уже проданы. Но ее это не остановило.
Она твердо решила стать артисткой. Девочка из далекого хуторка на Кубани хотела сыграть хотя бы одну роль в жизни-и вот оно, счастье. Хотела стать театральной актрисой, играть на сцене. А что играть? Да что дадут. А мама мечтала видеть Люсю экономистом, чистенькой, аккуратной — за столом в светлой конторе…

Несколько раз подряд Людмила Зайцева пыталась пробиться в Школу-студию МХАТ. В чужом городе она могла положиться только на себя, на свои силы. Была ночным сторожем, уборщицей, лаборанткой, разнорабочей, успела поработать и в Рязанском ТЮЗе, во вспомогательном составе, поднабраться опыта. Комнатка в холодном общежитии, отсутствие денег, второстепенные роли — зайчата, лисички. Выезды в дальние деревни, по три спектакля в день. Но это была настоящая школа для начинающей актрисы. Одна роль запомнилась — циркачка, в блестящем платье, загримированная почему-то под восточную красавицу, она крутила на тросточке тарелки, совсем как Мари из "Мистера Икс". Когда она стала известной, вдруг на обложке какого-то журнала увидела свою фотографию — на нее смотрела этакая Шехерезада, с подведенными черным карандашом глазами — до сих пор недоумевает: откуда в редакции взялся этот кадр?

После трех неудачных попыток попасть в Школу-студию МХАТ она поступила в Училище имени Щукина. Были непростые годы учебы, Людмила Зайцева никогда не была в первых ученицах: "Я на курсе Золушкой была". Она не обольщалась на свой счет, не мечтала стать знаменитой звездой, окруженной толпой поклонников. Старалась изо всех сил, не покладая рук работала над собой. У Зайцевой были разные педагоги, но, пожалуй, никого в училище она не могла бы назвать только своим учителем, наставником, у всех она брала понемногу. "В училище обо мне все говорили: девочка способная да девочка способная. А на что способная, никто так и не объяснил".

В кино Людмила Зайцева дебютировала в 1967 году в эпизодической роли в мелодраме Андрона Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Первый успех актрисе принесла роль сержанта Кирьяновой в военной драме Станислава Ростоцкого "А зори здесь тихие".
Наставник, человек, сыгравший важную роль в судьбе актрисы, появился уже на съемках — на картине "Здравствуй и прощай" (1972). Это был Виталий Вячеславович Мельников, который предложил Людмиле Зайцевой сыграть главную героиню.

"Эта девочка будет играть у нас главную роль", — сказал режиссер Виталий Мельников сценаристу Виктору Мережко. И это после не очень удачных проб — Люда страшно волновалась, стеснялась своей скромной одежды, режиссера в огромном кресле, и перед камерой была скованна, смущена. Но Мельников поверил в нее с первого взгляда, увидел в ней будущую Александру, главную героиню. Режиссер и до проб слышал и знал о Людмиле Зайцевой и даже хотел пригласить ее на съемки раньше — в картину "Семь невест ефрейтора Збруева" — играть одну из невест.

"Здравствуй и прощай" — необычайно пронзительный и трогающий душу фильм. Добрая, немного грустная мелодрама, которая и спустя годы смотрится с удовольствием. Александра (Людмила Зайцева), мать троих детей, колхозница, труженица, вдруг остается одна. Непутевый муж (Михаил Кононов) ни с того ни с сего собирает чемодан и уезжает в город. Вернется ли? Александра теперь и не жена, не вдова и не "разведенка"… Героиня старается делать вид, что ничего не случилось, только вот кто она теперь — "брошенная" жена? Что ей делать, как жить дальше? Она начинает понимать, каким чужим был ей, в сущности, отец ее детей. Когда потом он вернется, она признается ему, что никогда его не любила. Муж так и не сможет понять, что же такое случилось с Александрой, что произошло в ее душе.

Произошло как будто слияние характеров самой актрисы и ее героини. Это была всего вторая роль Зайцевой, но какой яркий образ ей удалось создать. Перед нами настоящий народный характер: цельная, сильная натура, гордая и независимая женщина. И в то же время очень добрая, нежная, жертвенная, ранимая… Не боится работы: она и в поле, и на ферме, на ней трое маленьких ребятишек. Если нужно, всегда придет на помощь.

Далее последовали роли в этом же амплуа — Пелагея ("Кадкина всякий знает"), Валентина ("Ксения, любимая жена Федора"), Строгова ("Строговы"), Мария Попова ("Праздники детства"). Особняком в творчестве актрисы стоит ее работа в фильме "Дождь в чужом городе", роль Киры Андреевны создана актрисой мягкими и пастельными красками. В фильме В. Пичула "Маленькая Вера", сыграв роль матери главной героини, Людмила Зайцева создала абсолютно узнаваемый образ типичной советской женщины, "закалившейся в борьбе за существование". После этой работы актриса резко сменила амплуа в сторону отрицательных, острохарактерных ролей: Анна Кузьминична в фильме "Сукины дети" (реж. Л. Филатов), председатель исполкома в "Мечтах идиота" (реж. В. Пичул).
С успехом сыграла роль Ефросиньи в драме Виталия Мельникова "Царевич Алексей" и Екатерину Иоанновну Мекленбургскую в сериале Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов".

Дочь — актриса Василиса Воронина.


Призы и награды

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1977 год.
Лауреат Государственной премии СССР (1983 — за роль роль Марии Поповой в фильме "Праздники детства").
Лауреат серебряной медали имени А. Довженко (1986, за участие в фильме "Говорит Москва").

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: