Вознесенская Ирина Петровна биография
ФИО: | Вознесенская Ирина Петровна |
Дата рождения: | 05.10.1939 |
Заслуженная артистка РСФСР (6.08.1985).
Росла в актерской семье, и потому ее сценический дебют состоялся еще в раннем детстве. Мать — актриса Екатерина Ивановна Шаповалова, отец актер и директор Орловского театра Петр Александрович Вознесенский, был репрессирован в 1946 году. После этого семья переехала в Мурманск. После окончания школы ее приняли в труппу Мурманского областного драматического театра, где она играла небольшие эпизодические роли в спектаклях текущего репертуара.
В 1957 году поступила в Ленинградский театральный институт на курс легендарной актрисы и педагога Елизаветы Ивановны Тиме. Талантливую, с хорошими внешними данными и ярким сценическим темпераментом молодую актрису после окончания института в 1961 году пригласили в труппу Ленинградского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина. И неожиданно сразу же получила серьезное «боевое крещение» – за несколько репетиций ей пришлось ввестись на роль Комиссара в знаменитый спектакль Георгия Товстоногова «Оптимистическая трагедия». Роль потребовала мобилизации всех творческих сил и профессиональных навыков, сочетания воли, темперамента, эмоциональной заразительности и вместе с тем лирического обаяния, женственности. Удачный дебют показал широкий диапазон актерских возможностей Ирины Вознесенской, ее внутреннюю пластичность, что позволило актрисе сыграть множество разнообразных, непохожи друг на друга ролей. Среди ее героинь были Дайена («Знаменитый 702-й» Миродана, 1962), Марина «Танцы на шоссе» М. Львовского и З. Гердта, 1962), Лида («Платон Кречет» А. Корнейчука, 1964), Оттилия («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1964), Лаура («Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, 1965), Матильда («Дикий капитан» Ю. Смуула, 1965), Люба Габай («Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, 1967), Юлинька («Доходное место» А. Н. Островского, 1968), Вернова («Человек и глобус» В. Лаврентьева, 1969), Жиллина («Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, 1971), Ирина Лавровна («Последняя жертва» А. Н. Островского, 1971), Шарлотта («Вишневый сад» А. П. Чехова, 1972), Чернобривцева («Ураган» А. Софронова, 1974), Гарпия («Беседы с Сократом» Э. Радзинского, 1976), Валерия («Одни без ангелов» Л. Жуховицкого, 1977), Бабакина («Иванов» А. П. Чехова, 1978), Таня («Аэропорт» А. Хейли, 1978), Лида («Веранда в лесу» И. Дворецкого, 1979), Клитемнестра («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1980), Де Боссан («Отец Горио» О. де Бальзака, 1982) и другие. За годы работы на старейшей российской сцене Ирина Вознесенская сыграла около 70 ролей.
Несмотря на множество ролей современного и классического репертуара, сыгранных Ириной Вознесенской на сцене Пушкинского театра, актриса находила время и силы на самостоятельные творческие работы. Так возникли ее литературные композиции по произведениям К. Паустовского, В. Катаева, С.Моэма, появились спектакли «Приятная женщина с цветком на север» Э. Радзинского, «Ловушка» Р. Тома, с которыми актриса много гастролировала.
Спектакль «Несколько часов из жизни мужчины и женщины» А. Красногорова (1987), который первоначально возник тоже как самостоятельная актерская работа, стал этапным в творчестве Ирины Вознесенской. По признанию самой актрисы, она впервые «вышла на свою тему». Говоря о проникновенной, исповедальной игре Вознесенской, критик Г. Макарова отмечала: «Поистине актриса наша роль и роль нашла актрису». Еще одной подлинной удачей стала работа в спектакле Н. Райхштейн «Шутники, или Похвальное слово Сумарокову» (1992), где Ирина Вознесенская сыграла две роли – героиню сумароковской «Вздорщицы» и Женщину в берете из повести В. Ерофеева «Москва – Петушки». За эту работу актриса была удостоена театральной премии «Актер–92».
Незаурядное чувство юмора и актерская наблюдательность, умение показать точный психологический портрет, выразить определенный тип личности позволили актрисе создать целую галерею комедийных персонажей. Среди ролей последних лет чванливая и недалекая госпожа Простакова в «Недоросле» Д. Фонвизина (1990), Ариана («Блэз» К. Манье, 1992), Эмилия («Отелло» У. Шекспира, 1993), Ассунта («Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло, 1993), Паулина («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1995), ироничная миссис Хиггинс в «Пигмалионе» Б. Шоу (1998), капризная кокетливая барынька Анна Петровна в «Паре гнедых» А. Белинского (2000), Леди Джедберг («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 2003) и другие.
В 2007 году принимала участие в спектакле-концерте академической капеллы Санкт-Петербурга "Маскарад" М. Ю. Лермонтова на музыку А. К. Глазунова (режиссер Игорь Селин, музыкальный руководитель и дирижер — Владислав Чернушенко).
Призы и награды
Медаль Пушкина (17 апреля 2006).