Теличкина Валентина Ивановна биография

15.3.2014, 21:54
Теличкина Валентина Ивановна биография
ФИО: Теличкина Валентина Ивановна
Дата рождения: 10.01.1945
Родилась 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области.

Заслуженная артистка РСФСР (31.12.1976).
Народная артистка России (16.04.2009).

В 1967 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская В. Белокурова).
С 1969 года — актриса Театра-студии киноактера.

Валентина Теличкина родилась в селе Красном Горьковской (ныне Нижегородской) области. Ее отец, будучи кулаком, очень сильно пострадал от Советской власти. Впервые его раскулачили в 20-е годы. Отобрали все, оставив выживать с женой и четырьмя детьми. Затем над ним нависла расстрельная статья, и ему пришлось развестись, чтобы уберечь семью… Многое ему пришлось испытать, а в заключение его все-таки арестовали с конфискацией имущества. Поводом стало то, что он покрыл крышу своего дома железом…

Валентина всего этого не могла помнить, поскольку родилась, когда родителям было уже под пятьдесят. О злоключениях своей семьи она знает лишь по рассказам. Но что удивительно, столько испытав от Советской власти, он никогда никому не высказывал обиды. «Доченька, — говорил он Валентине, — достаток – это Божья благодать, а избыток – это наказание. Поэтому, государство и отбирает у меня лишнее…»

Валентина, как она сама признается, росла обыкновенной девчонкой. И хулиганистой, и смешливой, и плаксивой… Но главное – она всегда была ужасной фантазеркой. «Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок, и не удивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального» — признается Валентина Ивановна.

С ранних лет Валентина чувствовала себя актрисой. В два с половиной года она спела частушку в детском садике. Воспитателям это очень понравилось, и девочке пришлось на каждом утреннике повторять это выступление. Позже к песне Валя добавила и танец – она лихо отплясывала «Барыню». Очень часто она выступала и дома перед гостями, и это доставляло девочке огромное удовольствие.

В школе Валентина с энтузиазмом окунулась в самодеятельность. Ей доверили вести сразу три кружка: танцевальный, драматический и художественного слова. Вместе с другими учениками она готовила большие концерты, которые, как утверждает Валентина Ивановна, были порой гораздо выше по профессиональному уровню, чем нынешнее телевидение.

Ну, кем же еще после всего этого должна была стать Валентина Теличкина. Конечно актрисой!

По окончании школы Валентина поступила во ВГИК, где ей довелось учиться в мастерской выдающегося актера Владимира Белокурова.

В 1965 году Теличкина впервые снялась в кино. Это была роль Даши в киноповести режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант». А вскоре актрисе досталась роль, ставшая по-настоящему этапной в ее биографии. В социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», вышедшей на экраны в 1967 году, она сыграла курьера Валю. Картина, в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе. Здесь ей довелось сниматься рядом с такими мастерами, как Тамара Макарова, Анни Жирардо и Иван Лапиков, уже популярными Галиной Польских и Сергеем Никоненко, а также с начинающим Юрием Васильевым.

В 1967 году Валентина Теличкина окончила ВГИК и стала актрисой Театра-студии киноактера.
Начиная с 1967 года, она много и интересно снималась в кино. Мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы», трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка», мелодрама Глеба Панфилова «Начало» — эти и другие картины сразу же сделали актрису любимицей зрителей. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в картине «Начало»: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!» Или предложение Зои в лирической драме Никиты Михалкова «Пять вечеров»: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!»

Стоит отметить, что с первых же фильмов героинями Теличкиной стали, как правило, простые девушки из рабочей среды, наделенные сильным характером. При этом актрисе подвластны и очень сложные, насыщенные психологизмом характеры. Такой, например, стала ее Нина в психологической драме Григория Чухрая «Трясина» (1977), еще одна Нина в мелодраме Александра Панкратова «Портрет жены художника» (1981) и, конечно же, Анна в драме Глеба Панфилова «Васса» (1982).

О фильме «Васса» стоит сказать отдельно. В этой картине актриса в полной мере продемонстрировала умение отказаться от фирменной своей милоты, чуть простодушного обаяния, дабы вписаться в сложнейший замысел, в режиссерскую концепцию, взращенную не только на наследии нашего классика Алексея Максимовича, но на опыте исторических трагедий Лукино Висконти.
В конце 90-х Валентина Теличкина снялась в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала комедия Виктора Титова «Кадриль». «Этот фильм стал для меня настоящим подарком судьбы, — признается актриса. – Меня, прежде всего, поразил сценарий – это настоящее, законченное литературное произведение, в котором нет ни малейшей небрежности. Замечательный слог, неспешные диалоги, невероятной душевности герои с совершенно дивными характерами!».


Призы и награды

Лауреат премии Ленинского Комсомола (1976)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1985 — за участие в фильме «Васса»).

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: