Сэмюэл Л. Джексон биография

15.3.2014, 23:06
Сэмюэл Л. Джексон биография
ФИО: Сэмюэл Л. Джексон
Дата рождения: 21.12.1948

Samuel L. Jackson

Сэмюэл Лерой Samuel Leroy Джексон Jackson

Родился в Вашингтоне 21 декабря 1948 года, однако детство провел в городке Чатнуга, штат Теннесси. Отец рано покинул семью, укатив в далекий Канзас, и маленького Сэма воспитали мать и бабушка с дедом. Джексон старательно учился, и вскоре был зачислен в колледж Морхауз в Атланте на факультета архитектуры.

С детства Сэмюэль боролся с заиканием. Он посещал врача колледжа, а также брал уроки учителя музыки. Тот оценил юное дарование, и вскоре Джексона перевели на факультет драмы. Там он создал театр «Just Us Theater», состоящий преимущественно из чернокожих актеров. Однако его семья не очень-то верила в актерство своего отпрыска. Это продолжалось до тех пор, пока он не снялся в рекламе для компании «Crystal Hamburgers», специализирующейся на продаже фаст-фуда. В рекламном ролике молодой Джексон смачно поедал гамбургер с луком. Так в на счету в банке оказались его первые деньги, заработанные актерским ремеслом.

Довольно рано на собственной шкуре Джексон ощутил, каково быть чернокожим в южном штате, традиционно славящемся своей расовой нетерпимостью. Параллельно с обретаемым жизненным опытом через кино он постигал, каково быть черным в мире белых господ. Неудивительно, что из впечатлительного мальчика вырос ярый активист за права черных. И эта деятельность вышла ему боком: в 1968 году, когда Джексону исполнилось двадцать, после очередной студенческой демонстрации в поддержку Мартина Лютера Кинга его временно исключили из Морхауза. Закончить колледж удалось лишь спустя четыре года. По его окончании в 1972 году Сэмюэль переехал в поисках удачи в Нью-Йорк, где началась его профессиональная карьера на сцене, в кино и на телевидении. В течение первого десятилетия, проведенного в Нью-Йорке, Сэмюэль отличался от прочих полуголодных актеров прилежностью, дисциплинированностью, а также тем, что он выступал на Нью-Йоркском Шекспировском фестивале. Позже он участвовал в репетициях Билла Косби, а также снялся в нескольких ролях на телевидении.

Первое ключевое событие произошло с Джексоном в 1981 году, когда постановку «Солдатская история», в которой он участвовал, заметил тогда еще молодой и энергичный режиссер Спайк Ли. Он был еще одним выпускником Морхауза. Встреча Ли и Джексона положила начало длительному профессиональному сотрудничеству.

Долгое время Сэмюэль ходил по острию бритвы. Его незаурядный талант был очевиден, все его друзья и партнеры видели в Джексоне большой потенциал, но существенной преградой на пути развития собственной карьеры в кино стало его пристрастие к выпивке и прочим стимуляторам. В течение почти всего десятилетия 80-х Джексон был практически конченным наркоманом-алкоголиком, и никто из близких не верил, что ему удастся выйти из этого «штопора». Но он справился со своим недугом.

Вторым поворотным моментом для Джексона стала потеря главной роли в бродвейском мюзикле Августа Вилсона «Бег двух поездов», потому что, когда он получил роль, то предстал перед публикой «с красными глазами и с запахом пива». Понимая, что он потерял возможность великолепной карьеры, Джексон начал бороться со своей склонностью к кокаину и алкоголю. Приблизительно с 1988 года карьера Джексона начинает выправляться. Тот же Спайк Ли постепенно вводит актера в свои фильмы. Те роли не сделали Джексона известным, однако позволили ощутить себя в колее.

Как ни странно, первой стоящей ролью Джексона стало воплощение им на экране увлекающегося наркотиками брата Уэсли Снайпса в фильме Спайка Ли «Лихорадка джунглей». Она сразу перевела Джексона в новый, более высокий разряд. Его игра была настолько подлинной, что жюри Каннского кинофестиваля удостоило его награды как лучшего актера второго плана — такого успеха он никогда не удостаивался в прошлом. В этом фильме Джексону пришлось сыграть практически себя в недалеком прошлом. Потому и настолько правдоподобно вышла его роль.

Через 19 лет после начала актерского пути Джексон наконец-то смог выделиться из общей массы. Он стал актером, которого заметили. Так начался второй этап в его карьере. Сам он как-то емко выразил сущность этого этапа, заметив, что тогда соглашался на первое же поступавшее предложение. «Игры патриотов», «Угроза общества», «Парк Юрского периода»… Фильмы шли одни за другим, однако этот поток не позволял достичь каких-то новых высот. Все шло к тому, что Джексон утвердится в глазах публики как вечный «актер, создающий фон». К тому времени ему уже перевалило за сорок. В таком возрасте звездами становятся единицы. Но он умудрился пополнить список этих избранных! До 1994 года, когда Квентин Тарантино выпустил на экраны «Криминальное чтиво», Джексону в его кинокарьере явно не хватало везения. Но, встретив Тарантино, он сразу же получил в этом фильме ключевую роль — гангстера Джулса, у которого в одной руке пистолет, а во второй — Библия, который сеет вокруг себя смерть, находя ей религиозное обоснование на своем примитивном уровне.

Сэмюэль Джексон и Джон Траволта составили в «Криминальном чтиве» один из лучших дуэтов в истории мирового кино. Джексону легко удалось не остаться в тени такого авторитетного актера как Траволта, а оказаться на соответствующем уровне. Теперь дальнейших сомнений в его актерских качествах просто не могло возникнуть. Джексон превратился в настоящую кинозвезду, зрители уже шли на фильмы только потому, что на афишах значилось его имя. Чуть позже актер снялся в еще одной тарантиновской картине под названием «Джеки Браун».

Участие в фильмах Тарантино сделало из Джексона культовую фигуру. Но по-настоящему использовать его никакой другой режиссер пока не смог. Все признают громадный потенциал актера, но приглашают по большей части в коммерчески отточенные проекты, где особых данных и не требуется. Однако и в таких условиях Джексону удается сотворить нечто запоминающееся, как в «Барри Левинсоне». Не менее интересную игру он показал и в «Сфере», собственноручно превратив фантастический триллер по сценарию в триллер психологический. В «Формуле-51» в роли химика-наркодела он почти весь фильм проходил в шотландской юбке с набором клюшек для гольфа наперевес, что, кстати, является и его собственным страстным увлечением. В «Клошаре» сыграл безумного пианиста-бомжа, раскрывающего убийство. И, пожалуй, он нигде не был одновременно столь ранимым и устрашающим, как в роли одержимого комиксами хрупкого калеки Шьямалана в «Неуязвимом».

Вот лишь несколько следующих картин с участием нашего героя: «Крепкий орешек-3», «Дело Исайи», «Долгий поцелуй на ночь», «Время убивать», «Трудная восьмерка», «Переговорщик», «Глубокое синее море». Обилие новых разноплановых ролей в очередной раз подтвердило звездный статус актера. Он доказал, что является не «однодневкой», а настоящим профессионалом.

В 1999 году Джордж Лукас пригласил его в свою приквел-трилогию «Звездные войны», а год спустя он сыграл заглавную роль в римейке «Шафт». Несмотря на частые ссоры между Джексоном и режиссером Джоном Синглтоном, «Шафт» сумел соединить в себе серьезный сюжет и иронию, благодаря чему стал кинохитом 2000 года.

Новый век принес новые роли. В лентах «Неуязвимый», «Три икса», «Звездные войны-2», «База «Клейтон», «Спецназ города ангелов» зрители всегда наблюдали за неподражаемой игрой чернокожего актера.

Зрители сейчас ждут от Джексона только блестящих ролей. Суперслава, однако, не прельщает темнокожего актера. Он любит посидеть дома со своей женой Ла Таньей Ричардсон, с которой прожил уже 16 лет, и с четырнадцатилетней дочкой Зои. Тем не менее, его популярность и по сей день растет. Если бы существовало что-то наподобие официально признанного рейтинга темнокожих актеров Голливуда, то на сегодняшний день Сэмюэль Л. Джексон входил бы в пятерку наиболее популярных вместе с Морганом Фрименом, Уэсли Снайпсом, Уиллом Смитом и Дензелом Вашингтоном. И он это действительно заслужил.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: