Попов Станислав Григорьевич биография

15.3.2014, 23:31
Попов Станислав Григорьевич биография
ФИО: Попов Станислав Григорьевич
Дата рождения: 04.08.1947
Президент Русского танцевального союза, Вице-президент Всемирной Федерации спортивных танцев.

Заслуженный деятель искусств РФ (2007).

Родился 4 августа 1947 года в Москве.
Станислав учился в экспериментальной школе № 315 Академии педагогических наук. С детства много занимался спортом: сначала плаванием, затем — современным пятиборьем (стал мастером спорта). Кстати, в 9-летнем возрасте Станислав попал на страницы журнала «Здоровье»: фотография, на которой он плывет кролем, демонстрировала образец технической подготовки.

В 1962 году старший брат Станислава Виктор, который уже занимался бальными танцами, привел его в школу танцев в Сокольниках под руководством Анатолия Губарева, Вячеслава Ильяшевского и Маргариты Соловьевой, известных в то время преподавателей школ бального танца. Первый опыт обучения бальным танцам Станислав получил на примере вальса, польки, краковяка, па-зефира, па-де-труа, хали-гали и т. д. Поскольку танцевальных турниров, представлявших для него интерес, не было, он продолжил интенсивные занятия спортом.

В 1965 году Станислав поступил в Московский энергетический институт на факультет электронной техники. В 1967 году вновь благодаря Виктору он пришел в Дом культуры «Химик», которым руководил известный педагог Бруно Белоусов. Брат хотел познакомить Станислава с хорошей партнершей, которой стала Аня Кушнарева. Их дебют состоялся в одном из подмосковных Домов культуры. Энтузиазма было много — оставалось добавить мастерства. Упорные занятия дали результат: Станислав и Анна стали победителями на турнирах по «Д» классу в Москве, Горьком, Тарту, Таллине. Но этот танцевальный союз просуществовал недолго.

Через полтора года возникло новое партнерское сочетание — Станислав Попов и Людмила Бородина. Это произошло в октябре 1968 года, а весной 1974 года они стали супругами. Танцевальный дуэт Поповых стал легендой бального танца нашей страны. Просуществовал он до 1994 года. 27 лет в паре – очень большой жизненный и творческий путь. За это время было много выступлений – около ста на международных любительских турнирах и множество в ранге профессионалов. Среди наиболее успешных выступлений на любительском паркете — такие турниры, как «Янтарная пара» в Каунасе, «Рижская осень», «Таллинская регата» и «Таллинская весна», «Вильнюс», «Неделя Балтийского моря» (ГДР), «Савария» (Венгрия), «Гольдштадтпокал» (ФРГ), «Колдинг Гран-При» (Дания), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. Людмила и Станислав неоднократно становились их победителями. Сегодня никого не удивить участием в зарубежных турнирах, но в те годы каждое выступление советской пары за границей воспринималось как большое событие.

I Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев прошел в Москве в 1972 году, но руководство столичных органов культуры лишило Станислава и Людмилу права участвовать в нем. Однако остаться в стороне от такого события Станислав не мог: он помогал Борису Карамышеву, дирижеру оркестра «Голубой экран», сопровождавшего выступления танцоров, организовывал культурную программу для гостей Всесоюзного конкурса из ГДР, Болгарии, Венгрии и даже просто раздвигал занавес перед выходящими парами. Кстати, в том же 1972 году Станислав защитил диплом по специальности «промышленная электроника» и какое-то время сочетал работу инженера-электронщика с танцевальной карьерой.

В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев. С 1975 года стали проводиться чемпионаты социалистических стран, первый из которых состоялся в Карл-Маркс-штадте (ГДР). Советские танцоры подключились к этому турниру с 1976 года — со второго конкурса, проходившего в Чехословакии в Усте-на-Лабе. На нем Станислав и Людмила выступали в программе латиноамериканских танцев и заняли 3-е место. (Пятыми тогда стали Виктор и Надежда Давидовские. В европейской программе 3-е место заняли Видас и Даля Камайтис, 4-е — Виктор и Надежда Давидовские – всего от каждой страны выступало по 2 пары в каждой из двух программ.)

Следующий чемпионат социалистических стран прошел в 1978 году в Венгрии. По прогнозам экспертов, уже тогда Станислав и Людмила должны были стать чемпионами, но судьба распорядилась иначе, и в обеих программах они стали бронзовыми призерами.

И наконец — знаменательный 1979 год, Москва. Впервые после 1957 года международный конкурс проходил в советской столице. Приближалась Олимпиада 1980 года, и в Москве активно возводились олимпийские объекты. Одним из первых сдали в эксплуатацию УСЗ «Дружба» в Лужниках, и первым событием в только что отстроенном дворце стал чемпионат социалистических стран по бальным танцам. Председателем оргкомитета конкурса был известный балетмейстер и танцовщик, Народный артист СССР Константин Сергеев. Советский Союз представляли те же 3 пары, что и в 1976 году. В европейской программе в острейшей борьбе со Станиславом и Людмилой, ставшими 2-ми, победу одержали Видас и Даля Камайтис. Третье место заняли Франк Вигант и Барбара Штраубе из ГДР. В латиноамериканских же танцах победу одержали Людмила и Станислав. На 2-м месте были их соперники из Чехословакии — Мирослав Деканек и Дана Паштекова, на 3-м — Франк Вигант и Барбара Штраубе.

Через год Станислав и Людмила повторили свой успех на чемпионате социалистических стран в Бургасе (Болгария), а к 1981 году выиграли практически все турниры, которые проходили в Советском Союзе. В то время они уже руководили студией бальных танцев во Дворце культуры имени М. Горького в Москве. В этом необыкновенно творческом по атмосфере коллективе было более 20 пар международного класса. В 1980 году Станислав и Людмила вместе с Чесловасом и Юрате Норвайшами организовали командную встречу с Финляндией, а в 1981 — с Австрией. Из 6 пар, которые соревновались с австрийскими танцорами, 4 были из студии ДК имени Горького (Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Игорь Кондрашов и Юлия Пекарская), а две — из клуба "Сукурис", которым руководили в Каунасе Чесловас и Юрата Норвайши.

Так сложилось, что Людмила и Станислав, танцуя на крупнейших советских турнирах, становились финалистами вместе со своими учениками: Артуром и Марией Лобовыми, Петром и Аллой Чеботаревыми, Владимиром и Ольгой Андрюкиными. Возникла необходимость в переходе их танцевального дуэта в иное качество, поэтому Поповы официально обратились в Министерство культуры СССР с просьбой предоставить им возможность выступать на профессиональных турнирах. С 1981 года начался новый этап их танцевальной карьеры. Надо сказать, что такой переход — из любителей в профессионалы — полностью отвечал требованиям общемировой практики развития бальных танцев, но в Советском Союзе в то время к профессионалам отношение было довольно одиозное.

Первое же выступление в качестве профессионалов на Дрезденском танцевальном фестивале оказалось очень успешным. Поповы заняли 3-е место и стали лучшим дуэтом среди профессиональных пар социалистических стран. Затем последовало участие в чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской и европейской программах, а также в программе 10 танцев. Причем их дебют на официальном чемпионате Европы по латиноамериканским танцам в 1983 году в Саутгемптоне стал сенсацией для профессионального танцевального мира. Впервые пара из «восточного блока» заняла такую высокую позицию – 9-е место в полуфинале. На советский дуэт обратили внимание ведущие тренеры Великобритании. Неделя, которую Поповы провели в Лондоне после чемпионата, была заполнена до предела: каждый день по 5 уроков с лучшими английскими педагогами. Очень большую помощь в организации этих уроков и в пребывании в Англии оказали им тогда Нина Хант, Уолтер Лэйард и Энтони Херли — эти имена очень много значат для танцевального мира.

В том же 1983 году Станислава и Людмилу пригласили на чемпионат мира, проходивший в Лондоне в Хаммерсмитском дворце, где они заняли 14-е место. Во время турнира к ним обратился представитель Британской федерации танца с просьбой принять участие в Блэкпульском фестивале. Событие неслыханное — пары из Советского Союза еще ни разу не выступали на этом самом престижном турнире. Уникальность ситуации заключалась в том, что в Блэкпул, являющийся открытым турниром, никогда никого не приглашают — все пары ездят по собственной инициативе. Впервые на турнир пригласили пару с полной оплатой расходов. Но, как известно, в то время в СССР все вопросы, связанные с зарубежными поездками, очень тщательно контролировались отделом пропаганды ЦК КПСС и другими «компетентными» органами. Станислав и Людмила обратились в наше посольство в Лондоне и пригласили на чемпионат мира заведующую отделом культуры и военного атташе. С ними разговаривал президент ICBD (сейчас это Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту) Леонард Морган. Никаких возражений по поводу участия советской пары в Блэкпульском фестивале со стороны официальных лиц не поступило, требовалось только предварительно позвонить в посольство для подтверждения разрешения. Однако на следующий день, когда Людмила и Станислав должны были вылетать на турнир, нужных людей на месте не оказалось. В результате поездка сорвалась.

По этой, а может быть, и какой-то другой причине в течение последующих 3 лет Людмила и Станислав стали «невыездными». В то время СССР не был членом Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту и потому не имел права присылать на официальные турниры своих танцоров. Но, учитывая уровень этой выдающейся пары, организаторы сами присылали для нее приглашения, причем как на официальные турниры — в частности, на чемпионаты мира по 10 танцам в Нью-Йорке и Монреале, чемпионаты мира и Европы по латиноамериканским танцам, — так и на традиционные конкурсы. Приглашения, приходившие в Министерство культуры, либо оставались вообще без ответа, либо за несколько дней до отъезда без объяснения причин поездка отменялась. Это было очень тяжелое время для Станислава и Людмилы.

Станислав Попов вспоминает: «Однажды мы получили приглашение на чемпионат мира в Монреале. Мы сказали, что не будем готовиться, потому что нас опять никуда не пустят. Нас заверили, что международная обстановка требует того, чтобы в Канаде была советская пара, и гарантировали, что поездка состоится. Мы начали очень серьезную подготовку. Наши друзья, ныне профессор психологии Виталий Колинько, специалист по общефизической подготовке Виталий Франко, Марина и Талят Тарсиновы, Ирина Гагарина, помогавшая шить костюмы, объединились в настоящую команду. Последний этап подготовки проходил в одном из пансионатов на Урале. А за 5 дней до чемпионата снова раздался звонок из министерства культуры: нам сообщили, что мы и в этот раз никуда не едем. Вынести такое было тяжело».

Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы переломить ситуацию. С 1980 года Поповы работали в Звездном городке, и у них танцевали дети космонавтов Поповича, Леонова, Добровольского. Леонид Попов, дважды Герой Советского Союза и депутат Верховного Совета, с которым Станислав и Людмила дружили, помог им организовать встречу с одним из руководителей ЦК КПСС. Станиславу и Людмиле пришлось лично убедиться в огромном количестве анонимок и пасквилей, написанных на них в разные органы. Встреча показала, что они не «идеологические диверсанты», а нормальные люди, занимающиеся тем видом спорта и искусства, который имеет социальную значимость. В последующие 3 года они снова успешно выступали на официальных турнирах за рубежом. Это были Кубки мира, где они становились финалистами, чемпионаты мира по европейской и латиноамериканской программам.

Яркий профессиональный дуэт Поповых не мог не привлечь внимание танцевальной прессы. В период их выступлений в газетах и журналах Дании, ФРГ, Финляндии, Англии публиковались материалы, где отмечался не только уровень мастерства пары, но и то, что достигнут он в условиях практически полной изоляции от мировой бальной системы.

Последнее в творческой карьере Станислава и Людмилы выступление состоялось в 1988 году на крупнейшем в истории бальных танцев турнире «All World Stars Championship», в огромном зале Токио-дома, вмещающем 50 тысяч зрителей. Призовой фонд этого турнира составлял около 300 тысяч долларов, кроме того, победители получали еще и новые автомобили компании «Мазда». Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и тренеры разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. Это были по-настоящему трогательные минуты.

А спустя неделю в Москве уже стартовал I Московский международный конкурс — профессиональный турнир, организатором которого стали Станислав Попов и Всесоюзное музыкальное общество. В жизни начался новый этап, связанный с организацией в России профессиональных турниров и с деятельностью профессиональной организации.

На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1991 год Станислав и Людмила вели не менее активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК имени Горького. В 1980-81 годах Станислав был тренером команды танцоров СССР. В 1984 году Станислав и Людмила были привлечены к постановочной работе новых программ членов сборной команды СССР по фигурному катанию, бронзовых олимпийских призеров Марины Климовой и Сергея Пономаренко.

Время участия в конкурсах было интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания, и в 1980 году Станислав и Людмила становятся студентами ГИТИСа по кафедре хореографии (окончили в 1985 году). Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. Станиславом совместно с Людмилой создано много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучший из них — «Кармен» на музыку Бизе в обработке Щедрина, который вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки с бальной хореографией. Позднее этот номер в новой редакции был возобновлен Игорем Кондрашовым и Ириной Остроумовой.

Станислав и Людмила попробовали свои силы и в кино, приняв участие в съемках нескольких фильмов. Самый известный из них – комедия «Женатый холостяк» — был снят на «Мосфильме» в 1982 году.

С 1988 года в жизни Станислава Попова начался новый этап – организационный. В 1987 году была создана Творческая комиссия по бальной хореографии при Всесоюзном музыкальном обществе, позднее преобразованная в АПУБТ и затем в 1994 году — в Русский танцевальный союз, первую российскую профессиональную организацию в этой сфере. Затем началась работа по проведению Московских международных конкурсов — с 1988 по 1994 год прошло 4 турнира. Начиная с 1995 года Станислав становится организатором широко известного в танцевальном мире и ежегодно проводимого латиноамериканского турнира — Кубка мира в Кремле.

Это время подарило Станиславу много интересных встреч с крупными политиками и бизнесменами, а также деятелями культуры и искусства: Ларисой Латыниной, Анатолием Карповым, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и другими. Среди многочисленных зарубежных встреч одной из самых запоминающихся была встреча с легендарной Сид Шарисс, партнершей Фреда Астера в фильмах «Музыкальный фургон», «Нейлоновые чулки» и других.

С 1991 по 1995 год Станислав жил и работал в США. Он преподавал в танцевальном клубе «Вашингтон» в Сиэттле. Решением американского правительства ему выдана специальная «грин-карта» как человеку с «выдающимися способностями и международным признанием». Одновременно Станислав вел преподавательскую работу в Голландии, Германии, Гонконге. В России Станислав продолжал не только преподавать, но и руководить профессиональной организацией и заниматься подготовкой и проведением международных профессиональных турниров. В 1994 году судьба свела его с Ириной Остроумовой, и он вернулся в Россию, чтобы продолжить свою творческую деятельность уже вместе с ней.

Наградой организатору Кубков мира и других профессиональных турниров были не только аплодисменты зрителей. Станислав удостоен Почетного знака Министерства культуры и Золотого знака Комитета по физической культуре и спорту. В 2001 году журнал «Балет» вручил Станиславу Попову как представителю бальной хореографии премию «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». В 2003 году Станислав был удостоен высшей российской общественной награды — медали «За труды и Отечество».

Станиславу не раз приходилось выступать в роли капитана команды российских профессионалов на различных турнирах: в Майами в 1998 году на неофициальном чемпионате мира среди команд, где российские танцоры заняли 5-е место, на открытом чемпионате Германии в Манхайме в 1999 году, где российская команда победила, и, наконец, в 2002 году в Блэкпуле, куда впервые наша команда была приглашена на престижнейшую командную встречу.

Как президент Русского танцевального союза, Станислав Попов принимает активное участие в работе Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту (WD&DSC). На протяжении ряда лет он являлся вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD&DSC, а в 2003 году был избран вице-президентом WD&DSC. Станислава постоянно включают в состав судейских бригад официальных чемпионатов мира и Европы, а также многочисленных международных турниров.

В 2000 году Станислав выступил в новой для себя роли — танцмейстера исторического бала «Millenium», состоявшегося в Большом театре. В 2003 году это начинание получило продолжение. На сей раз Станислав стал распорядителем «Венского бала», который впервые прошел в Гостином дворе Москвы в июне.

Уже 17 лет Станислав Попов сотрудничает с ведущими телевизионными каналами, комментируя турниры различного ранга. И, пожалуй, его комментарий — самый высококвалифицированный и корректный (что для танцев немаловажно).

Конечно, как и подобает настоящему профессиональному танцору, Станислав Попов ведет большую педагогическую работу. Теперь уже можно говорить об учениках учеников его учеников, с которыми он занимался еще в студии ДК имени Горького.


Призы и награды

В 2011 году награжден Почетной грамотой Президента РФ

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: