Даниэль Ольбрыхский биография

15.3.2014, 22:09
Даниэль Ольбрыхский биография
ФИО: Даниэль Ольбрыхский
Дата рождения: 27.02.1945

Daniel Olbrychski

Родился 27 февраля 1945 года в городе Лович близ Варшавы (Польша).
Отец — Ольбрыхский Франтишек, журналист.
Мать — Солонович-Ольбрыхская Клементина, преподавала в лицее польский и французский языки, автор книг для юношества.

Варшавское восстание и месяцы кровопролитных боев за освобождение Польши Даниэль пережил в материнском чреве. После появления на свет маленького Даниэля родители привезли его в родной городок матери — Дрогичин. Там он провел свое детство. Родители были люди небогатые. Когда Даниэлю исполнилось 11 лет, мать переехала с ним и его старшим братом Кшиштофом в Варшаву. Они поселились у отца в коммуналке на Новогродской улице, где жили 3 семьи. Даниэлю досталась проходная комната, через которую все ходили в ванную.
В Варшаве он окончил неполную среднюю школу и поступил в лицей имени Стефана Батория. Даниэль не был прилежным учеником. В выпускном классе в конце 1-го семестра у него было 4 двойки. Только по заступничеству учителей французского и физкультуры его допустили к экзаменам на аттестат зрелости. Даниэль не подвел их и сдал экзамены блестяще.
Мама все время подсовывала сыну книги, учила играть на фортепиано, водила в театр, а когда варшавское телефидение объявило набор в любительскую молодежную студию, сказала: "Почему бы тебе не попробовать, может, что и получится?"
Это было в 3-м (предпоследнем) классе лицея, он начал выступать в телевизионной "Поэтической студии", которой руководил режиссер Анджей Кониц. Здесь он добился своих первых актерских успехов. Здесь же заработал и первые деньги за роль в телеспектакле — как он позже вспоминал, купил себе костюм, а деду с бабкой — угля на зиму. Уже 16-летним он поддерживал семью — его гонорары значительно превышали заработки родителей.
Отсюда. из студии Коница, даниэль впервые попал на киноэкран: в короткометражку Казимежа Мухи "Вечерние встречи". А спустя несколько месяцев, в 1963 году он впервые снялся в кино — в художественном фильме Януша Насфетера "Раненый в лесу". Год спустя, уже получив аттестат зрелости, Даниэль поступил в театральный институт в Варшаве, и здесь, еще на 1-м курсе, его высмотрел Анджей Вайда и пригласил на роль Рафала Ольбромского в экранизации "Пепла" по роману Стефана Жеромского. Эта блестяще сыгранная роль широко открыла ему двери в кинематограф. В польском кино родился новый кумир. После премьеры "Пепла" писатель Станислав Дыгат написал: "В нашем искусстве появился некто значительный. Появился парень, одаренный абсолютным кинематографическим слухом". К этому мнению скоро присоединились многие режиссеры, и Даниэль Ольбрыхский стал самым востребованным актером молодого поколения.
Он стал все чаще появляться на киноэкранах. Выступил в драме из военных времен Януша Моргенштерна "Потом наступит тишина". Его начали снимать в ролях спортсменов. В фильме "Чемпион Европы" он играл вместе с настоящим чемпионом Европы по боксу Лешеком Дрогошем, потом сыграл молодого легкоатлета в фильме Януша Моргенштерна "Иовита". Здесь он единственный раз участвовал в съемках вместе со Збигневом Цибульским. Сыграл Ольбрыхский и в современной кинокомедии "Брак по расчету" Станислава Бареи — любимом фильме подростков и юношества 1960-х.
Однако самое большое признание ему принесли новые роли в фильмах Анджея Вайды. В 1968-79 годах Ольбрыхский сыграл главные роли в 11 его фильмах.
В картине "Всё на продажу" (1968) он воплотился в Даниэля, актера на пороге творческого пути. В полном раздумий и символики "Березняке" (1970), снятом по рассказу Ярослава Ивашкевича и использующем как цитаты картины Яцека Мальчевского, он сыграл Болеслава, у которого брат умирает от туберкулеза, — полного горечи человека намного старше самого актера.
В 1970 году вышел "Пейзаж после битвы" по рассказам Тадеуша Боровского, где Ольбрыхский играл роль молодого поэта, неспособного после концлагеря вернуться к нормальной жизни. Это выдающаяся роль совсем еще молодого актера. Фильм произвел сильное впечатление на Каннском кинофестивале. Даниэлю едва не дали премию за исполнение главной мужской роли, но… предпочли Мастроянни. Близкий друг Ольбрыхского Керк Дуглас, который был в том году председателем жюри фестиваля, не узнал Даниэля на экране — это, пожалуй, лучший комплимент актеру.
Потом Вайда снял экранизацию "Свадьбы" Станислава Выспянского, где Ольбрыхский поразительно исполнил роль Жениха, а в 1974 году — "Землю обетованную" по роману Станислава Реймонта с Ольбрыхским в роли Кароля Боровецкого.
В 1979 году Вайда снова предложил Ольбрыхскому роль человека старше его лет — это Виктор Рубен в "Барышнях из Вилько", 40-летний мужчина, который много лет спустя возвращается в края своей молодости. Эта картина была следующей после "Березняка" экранизацией рассказа Ивашкевича и следующей после "Земли обетованной" была выдвинута на "Оскара" — главную премию Американской киноакадемии.
В почти 40-летней кинокарьере Даниэля Ольбрыхского важным было сотрудничество с Ежи Гоффманом, постановщиком фильмов по трилогии Сенкевича, а недавно — "Старой сказки" по роману Игнация Крашевского. Даниэль — единственный из актеров, кто сыграл во всех 3 частях трилогии. "Мой в трех лицах единый", — говорит о нем с нежностью Гоффман. Фильмы Анджея Вайды принесли Ольбрыхскому международный престиж и дали возможность сниматься у выдающихся кинорежиссеров всего мира. Фильмы Ежи Гоффмана принесли ему огромную популярность на родине и восхищение женщин — от девочек-подростков до старушек.
В "Пане Володыевском" (1969) по последней части трилогии Сенкевича, которую Гоффман поставил первой, Ольбрыхский с блеском сыграл Азию Тугайбеевича.
Вопреки всенародным протестам Гоффман поручил ему роль Анджея Кмитица в "Потопе", который был выдвинут на "Оскара" ("Оскара" тогда получил "Амаркорд" Феллини). В этой роли Ольбрыхский превзошел все ожидания — его поздравляли, им восторгались даже те, кто раньше кричал о скандале, кощунстве и унижении национальных святынь.
В фильме "Огнем и мечом" (1998) он сыграл старого Тугай-Бея, отца Азии. А в "Старой сказке" Гоффман написал для Ольбрыхского роль Пестуна, благородного рыцаря, воспитателя сыновей основателя польской королевской династии Пяста. В романе эта роль эпизодическая, а в фильме — одна из главных.
Как публика, так и критики ценят роли, которые сыграл Ольбрыхский у других польских режиссеров. А он работал со многими из них: с Кшиштофом Занусси, Филипом Байоном, Радославом Пивоварским, Петром Шулькиным, Витольдом Лещинским, Казимежем Куцем, Кшиштофом Кесьлевским, Агнешкой Холланд, Янушем Киевским.
На Западе он стал известен главным образом благодаря ролям в "Жестяном барабане" Фолькера Шлендорфа (фильм получил в 1979 году "Оскара" и каннскую "Золотую пальмовую ветвь") и в фильме Клода Лелуша "Одни и другие" (1981). Он сыграл также в получившем "Оскара" фильме Ришара Дембо "Диагональ слона", где его партнером был Мишель Пикколи.
Режиссеры, с которыми работал Ольбрыхский, становились его друзьями — так было с Миклошем Янчо, с которым он работал дважды и дружит до сих пор. Иногда бывало и наоборот: многолетняя дружба выливалась в общую работу над фильмом, как случилось с картиной Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". Он работал с Маргарет фон Тротта, Серджо Солимой, Марио Болоньини и другими.
На съемках Ольбрыхский встретился со многими звездами мирового кино; вот лишь несколько имен актеров, вместе с которыми он снимался: Моника Витти, Лив Ульман, Берт Ланкастер, Жерар Депардье, Энди Макдауэлл, Дэниэл Дей Льюис. Льюис после удачного съемочного дня сказал, что больше выучился за несколько часов у Ольбрыхского, чем за несколько лет актерской школы.
Даниэля Ольбрыхского ценят и любят как партнера. Внимательный к другим, всегда отлично подготовленный, доброжелательный. Ему, как он сам говорит, выпало счастье встретиться со многими великими людьми, полюбить их, притом со взаимностью. Многолетняя дружба связывала его с Булатом Окуджавой, который посвятил Даниэлю стихотворение "Язык ни в чем не виноват". Другом и братом был ему Владимир Высоцкий. Дружеские отношения до сих пор связывают его с Мариной Влади. В числе самых близких друзей Ольбрыхский называет Михаила Барышникова.
Не так давно Даниэль Ольбрыхский после 20-летнего перерыва вновь снялся у Вайды: сначала в "Пане Тадеуше" (1998) по эпической поэме Мицкевича, где он сыграл ключника Гервазия, и, как написали критики, как раз так себе и представлял Гервазия Мицкевич; а потом — в экранизации классической комедии польского драматурга Александра Фредро "Месть", где он смешил зрителей в роли Дындальского.
На своем пути Ольбрыхский верен не только кино. Многого достиг он и на театральной сцене. Зрители до сих пор помнят его "Гамлета" в постановке Адама Ханушкевича, выдающегося театрального режиссера и "отца" Ольбрыхского как театрального актера. Спектакль был поставлен в Театре Народовом в 1970 году. Играл Ольбрыхский и другие шекспировские роли: Макбета в постановке Кшиштофа Назара и Отелло в постановке Анджея Хшановского.
Он сыграл много ролей в польской театральной классике, французская публика восхищалась Ольбрыхским в роли Ретта Батлера в инсценировке бестселлера Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", поставленной в парижском театре "Мариньи" в 1980-е годы (после объявления в Польше военного положения актер несколько лет прожил во Франции: и власти ПНР его не любили, и он их).
Окруженный поклонниками своего таланта во всем мире, предмет восхищения режиссеров и коллег по искусству, лауреат премии имени Збигнева Цыбульского, обладатель "Золотых масок", "Золотых камер", "Супервикторов", Даниэль Ольбрыхский никогда не был любимцем власть предержащих. Поэтому у него нет никаких наград, так щедро раздававшихся коммунистическими властями ПНР. Зато в 1999 году указом Президента Республики он награжден крестом высшего польского ордена — "Полония реститута".
Раньше, в 1990 году, правительство Франции возвело его в степень командора ордена Искусств и Литературы. Вручая орден, министр культуры Жак Ланг перефразировал слова Циприана Камиля Норвида: "Рожденный в Ловиче, сердцем поляк, талантом гражданин мира".
Приближаясь к исходу шестого десятка, Даниэль Ольбрыхский остается в отличной профессиональной форме, в полном расцвете своего таланта. Он по-прежнему страстно занимается спортом. Тренирует боксеров, ездит на велосипеде. Когда есть время, седлает любимого арабского скакуна по имени Чудесный. Он берет Чудесного, когда едет в отпуск в родной Дрогичин, где несколько лет назад выстроил себе дом на откосе над Бугом, или в старую хибару под Казимежем-на-Висле.
Живет Ольбрыхский под Варшавой, окруженный любимыми домашними животными: кошками Касей и Басей и своей любимицей, всеми в доме командующей маленьким йоркширским терьером по кличке Пиппи. Он не любит шума больших городов, толп на знаменитых курортах — предпочитает лес и тишину.
Даниэль охотно проводит время с внуками — 10-летним Антосем и 11-летним Кубой — сыновьями его первенца Рафала, который родился в 1971 году, когда Ольбрыхский был женат на Монике Дзенисевич. Вторым браком он женат на Зузанне Лапицкой, дочери известного польского актера Анджея Лапицкого. У них есть дочь Вероника, красивая и способная студентка Института проектирования моды в Нью-Йорке. Есть у него еще и младший сын Виктор, родившийся в 1988 году от немецкой актрисы Барбары Суковой.
В Польше к Даниэлю Ольбрыхскому относятся как к человеку с нравственным авторитетом. Его поддержки ищут политики. Он способен стихийным, лишь ему присущим образом обращать внимание на важные вопросы, на нелепости нашей действительности. Его фельетоны охотно публикуют популярные польские газеты. Если что-то его возмущает или задевает — а его многое задевает, — он умеет развернуть дискуссию на всю страну.
Даниэль Ольбрыхский — звезда. Он добился успеха. Приобрел международную славу. Его любят, почитают, им восхищаются миллионы людей во всем мире. Но прежде всего Даниэль — необыкновенный человек. Необыкновенный своей искренностью и любовью в миру и людям, своей отзывчивостью. Он не оставляет равнодушным никого из тех, кто встретился на его пути. Могло бы показаться, что таких, как он, не бывает. Но он — есть.
Д. Ольбрыхский — герой без малого полутора сотен кинофильмов, снятых во всех частях света. У А. Вайды он сыграл главные роли в 13 фильмах, по мнению Клода Лелуша — один из пяти крупнейших в мире киноактеров. Спортсмен, чье мастерство в некоторых видах спорта (конная езда, бокс) граничит с профессиональным. Любимый актер каскадеров, хотя им никогда не приходилось его дублировать. Деятель оппозиционного подполья в Польше 1970-80-х годов. Пользующийся интеллектуальным авторитетом публицист, автор нескольких книг. Человек, которому его поклонники улыбаются, здороваясь с ним на варшавских, парижских, московских улицах, а он им так же искренне отвечает. Кумир уже нескольких поколений любителей кино.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: