Маргарете фон Тротта биография
ФИО: | Маргарете фон Тротта |
Дата рождения: | 21.02.1942 |
Margarethe von Trotta
Немецкая актриса, режиссер и сценарист.
Родилась 21 февраля 1942 года в Берлине, Германия.
Аристократическую приставку "фон" Маргарете унаследовала от своей матери. Но это было единственное наследство, доставшееся ей от некогда знатного рода. Детство Маргареты, незаконной дочери матери-аристократки, прошло среди разрухи и бедствий военного времени. Панически боящаяся нищеты, мать стремилась дать дочери хоть какое-то образование и уговорила ее поступить в Высшую торговую школу. Поработав после ее окончания секретаршей, Маргарете испытала отвращение к канцелярской работе и поехала во Францию, которая представлялась ей оплотом свободы и творчества. Аристократическая приставка помогла ей получить работу, но это опять была унылая конторская работа, зато вечера она проводила в обществе молодых кинематографистов, снимающих короткометражные фильмы и мечтающих об обновлении киноискусства. Мать не оставила надежд дать дочери хорошее образование. По ее настоянию Маргарете вернулась в ФРГ и начала учиться на филологическом факультете Мюнхенского университета, а параллельно посещать театральное училище.
В 1964 году она вышла замуж за сотрудника крупного издательства, родила сына. Четыре года длилась ее семейная жизнь, а потом она получила приглашение сняться в фильме режиссера Густава Эмка "Поиграй с птичкой". Она была счастлива, но муж остался недоволен ее кинематографической деятельностью. Они решили расстаться. Суд постановил отдать сына на воспитание в семью мужа. Шесть лет она боролась за право соединиться с собственным ребенком. Лишь в 1975 году судебные власти признали за ней это право. О переживаниях этого сложного периода жизни Тротта рассказала в фильме Фолькера Шлендорфа "Мгновенная вспышка", в котором выступила как автор сценария и исполнительница главной роли.
К началу 70-х она стала одной из ведущих актрис "нового кино" ФРГ. Молодые режиссеры, в фильмах которых она играла, стремились и в области актерского мастерства ориентироваться на исполнителей, не испорченных привычными актерскими штампами. Такой и была Маргарета. Красивая, но красотой неброской и даже как будто не стремящаяся казаться красивой. Прямая челка, волосы, небрежно рассыпанные по плечам. Энергичная мимика, жестикуляция. Очки, скрывающие близорукие глаза. Пренебрежение к косметике, модной одежде. Под стать ей были и другие актрисы нового западногерманского кино — Ханна Шигулла, Александра Клюге, Ханнелора Хогер, Ангела Винклер.
Шестнадцать ролей исполнила Тротта за десять лет работы в кино, как правило, отдавая предпочтение образам женщин, осознавших необходимость обретения собственного места в жизни, стремящихся к реализации собственного идеала, вовлеченных в борьбу за общественную справедливость. Но актерская деятельность все меньше удовлетворяла Маргарету. Ей хотелось принимать собственные художественные решения, а не быть послушным инструментом в руках режиссеров. Она начала писать сценарии, работала ассистентом, все ближе подходя к своей главной цели — созданию собственного фильма. Генеральной репетицией перед самостоятельной постановкой стала картина "Поруганная честь Катарины Блюм", в которой она выступила сорежиссером своего мужа Фолькера Шлендорфа. В 1977 году перед ней открылась возможность дебютировать в кино в качестве постановщика. Излишне говорить, сколь вдумчиво отнеслась Тротта к своему дебюту — фильму "Второе пробуждение Кристы Клагес". Ведь в нем должна была выразиться ее социальная, политическая и художническая позиция, определиться собственное место в современном западногерманском кинематографе.