ЛаБаф в пакете просит прощения во время перформанса
Актер Шайя ЛаБаф устроил перформанс под названием #IAMSORRY («Прошу прощения») в одной из арт-галерей Лос-Анджелеса. По сообщению журнала The Hollywood Reporter, выставка-инсталляция, в которой актер принимает непосредственное участие, продлится до воскресенья и будет открыта с 11 утра до 6 вечера для бесплатного посещения.
«Шайя ЛаБаф просит прощения. Искренне», — гласит текст пресс-релиза выставки, размещенный на сайте THR. Этот проект придуман актером совместно с финской художницей-перформансистом Настей Саде Рёнко и британским художником Люком Тернером. Оба соавтора ЛаБафа разместили надпись c названием выставки #IAMSORRY на своих официальных страницах в интернете. Во вторник утром такая же запись появилась на странице самого ЛаБафа в микроблоге. До этого в течение целого месяца актер обновлял свой твиттер-аккаунт одной единственной фразой — I AM NOT FAMOUS ANYMORE («Я больше не знаменит»).
В первом зале галереи, где проходит инсталляция, посетителям предлагают выбрать один из лежащих перед ними предметов. Некоторые из этих «орудий», как называют их сами организаторы, напоминают о фильмах, в которых снимался ЛаБаф, — например, кнут из «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» или же фигурки Трансформеров (актер исполнил одну из главных ролей в одноименной франшизе Майкла Бэя). Посетители также могут выбрать коробку шоколадных конфет, плоскогубцы, бутылку виски или же миску с бумажными листками, на которых записаны комментарии, оставленные подписчиками в твиттере актера.
После того как посетитель выбирает себе «орудие», он может двигаться дальше. В соседнем помещении — крошечной комнате, отделенной от первого зала занавеской, — за деревянным столом сидит сам ЛаБаф, который в течение нескольких минут в полной тишине неотрывно смотрит в глаза вошедшему. Артисту можно задавать вопросы, однако ответа ждать не стоит. В конце, как сообщают очевидцы, ЛаБаф благодарит гостей кивком головы. Важной деталью в этом случае является то, что на этой самой голове у актера надет бумажный пакет с прорезями для глаз и все той же надписью «I am not famous anymore», которая, вопреки своему содержанию, за последние недели стала одной из самых знаменитых фраз.
В таком виде актер появился в воскресенье на красной дорожке Берлинского кинофестиваля, где вне конкурса состоялась премьера режиссерской версии первой части нового фильма Ларса фон Триера «Нимфоманка». Ранее в этот день ЛаБаф, сыгравший в картине одну из главных ролей, устроил скандал на пресс-конференции — на вопрос одного из журналистов актер ответил философской притчей про сардины, после чего демонстративно покинул помещение. Как выяснилось позднее, история и поведение были позаимствованы ЛаБафом у французского футболиста Эрика Кантона, который в 1991 году таким вызывающим образом объявил о завершении карьеры.
Началось же все несколько месяцев назад, когда Шайя был обвинен в двойном плагиате. Внимательные зрители и критики заметили сходство снятой актером короткометражки под названием Howard Cantour.com с комиксом художника и писателя Дэниэла Клоуза, указать чье имя в титрах он «забыл». После обрушившихся на него обвинений ЛаБаф принес извинения — однако опять же чужими словами, скопированными из интернета. После этого актер вновь попросил прощения, на этот раз с помощью гигантской надписи в небе, а затем сообщил в твиттере, что прекращает публичную жизнь, и начал настаивать на том, что «больше не знаменит».
Поведение ЛаБафа стало предметом не только всеобщего обсуждения, но и многочисленных шуток. Так, Джим Керри на церемонии вручения «Золотого глобуса» начал свою речь фразой: «Умирать легко, шутить тяжело. Кажется, Шайя ЛаБаф сказал это. Такой молодой и такой мудрый» (на самом же деле процитированная Керри фраза была произнесена, как гласит легенда, умирающим актером Эдмундом Кином еще в первой половине XIX века).
Организованный ЛаБафом перформанс является вполне логичным продолжением истории с плагиатом, ведь его содержание невольно напоминает о небезызвестном проекте «В присутствии художника», в рамках которого в глаза посетителям Музея современного искусства в Нью-Йорке молча, в течение в общей сложности 716 часов, глядела Марина Абрамович. С художницей обменялись взглядами 1500 человек — сможет ли ЛаБаф побить этот рекорд, станет известно после окончания выставки в воскресенье. Пока же интернет пестрит фотопародиями, на которых в бумажных пакетах с надписью появляются и простые люди, и герои фильмов, а журналисты пишут статьи, пытаясь разобраться, кто же он, Шайя ЛаБаф — плагиатор или гений-революционер от искусства.