Курышев Виктор Николаевич биография
ФИО: | Курышев Виктор Николаевич |
Дата рождения: | 22.01.1946 |
В 1966 году окончил Ярославское театральное училище (руководитель курса Ф.Е.Шишигин), а в 1976 — юридический факультет Ивановского государственного университета.
С 1966 года артист Ярославского академического Трудового Красного Знамени драматического театра имени Ф.Г.Волкова (ныне — Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова).
С 1974 года член СТД РФ.
——————————————————————
Его послевоенное детство прошло в Угличе. Их домик стоял почти на берегу Волги. Отец вернулся с войны инвалидом, а мать за военное время не уберегла двух дочушек – во время бомбежки осколок угодил в младенца прямо на руках у матери, а другая девочка, умерла от заражения крови, пока мать пешком ходила из Углича в Кашин, чтобы выменять какие-то вещи на хлеб. Сын, родившийся после победы, был надеждой отца и матери. Родители надеялись выучить его и поставить на ноги. Отец видел сына волжским капитаном, что водит теплоходы, или часовых дел мастером или сыроделом… Или историком, разгадывающим тайны царевича Димитрия. Сын не отказывался. Он пропадал на теплоходах, у волжских капитанов был своим, мальчишкой ходил на судах и баржах от Москвы до Астрахани, но хотел попробовать и испытать все. Неудивительно, что театр – с его волшебным светом и атмосферой покорил его сразу и навсегда. Подростком Виктор пришел — в Народный театр, широко известный не только в Угличе, играл в спектаклях по пьесам Розова, Арбузова, Володина. Однажды руководитель театра показал ему объявление о приеме в Ярославское театральное училище. – Поезжай. Принимают пятнадцатилетних… Одновременно доучиваются в средней школе.
На третьем туре решающий отбор вел Шишигин. Прослушав басню Михалкова, Шишигин спросил Виктора, какие песни он знает. Ответ, казалось, был наивный и простодушный. «Жил был у бабушки серенький козлик…». Шишигин усмехнулся. Он все понял – паренек готовил себя к неизбежному финалу: «Остались от козлика рожки да ножки»… Шишигин спросил:: «Ты почему такой смелый?» Курышев ответил: «Я комик в жизни, артист – на сцене». Поговорка ему нравилась, можно было переставлять слова, считать себя артистом в жизни и комиком на сцене…
Многие годы Виктор Курышев так и оставался в театре юнгой, хотя в душе считал себя пятнадцатилетним капитаном. Он был самым юным среди блистательного созвездия мастеров Волковской сцены и был счастлив оттого, что играл рядом с Ромодановым, Беловым, Чудиновой, Солоповым. Он играл в «Федоре Волкове» и в «Панфиловцах», в «Детях солнца» и в «Печорине». И за свою актерскую жизнь переиграл сотни ролей маленьких и средних, чаще всего эпизодических. Был и в его жизни кризисный момент, но актер преодолел его, окончил заочно Юридический институт и получил диплом юриста. И вновь судьба показывала ему иные пути – следователя, адвоката, сотрудника милиции. Но театр взял свое.
Добродушные и высокомерные, улыбчивые и серьезные, его герои — звенья вечной цепи лицедейства и общего нашего краткосрочного, и бесконечно повторяющегося бытия, люди и артисты, любящие, мыслящие, одержимые, ревновавшие и колотившие друг друга понарошку и взаправду. И каждый из них неповторим. У каждого своя мелодия, щемящая и бесшабашная… Эпизоды с участием Виктора Курышева в спектакле всегда привлекают внимание. Актер работает точно, легко, без нажима, хотя не боится порой утрировки или гротеска. В «Кьоджинских перепалках» у него – серьезная и трюковая роль полицейского пристава, сосредоточенно-углубленно производящего дознание. Но здесь Курышев – настоящий шут, а его герой – клоун, полупьяненький, то улыбчивый, то строгий и здесь – узнавание самого себя, воспоминание о собственном детстве, и первом восхищении шутами. В «Спиритах» он играет почти бессловесную роль посыльного «от Бурдье» — с коробкой и новым платьем для хозяйки богатого дома. Он бесконечно и терпеливо ждет, как привык ждать всю жизнь. Одновременно этот посыльный – нравственный камертон всего происходящего, зоркий и тайный наблюдатель, оценивающий и пронимающий комедию лицедейства, которую господа разыгрывают на его глазах. В «Дурочке» — перед нами полубезумный и усердный учитель, приставленный к Финее, отчаявшийся научить – «чему-нибудь и как-нибудь». И расцветающий от талантов ученицы, пробужденных любовью. Педагогика для Виктора Николаевича Курышева – стезя знакомая. Он преподает искусство грима в нашем театральном институте. Гримы, парики, усы, носы, бакенбарды, бороды и бородки – это своего рода живопись на лице ученика. Живопись, которая помогает актеру создать характер.
Однажды (это было в начале 80-х) он играл роль капитана милиции в спектакле «Спасите наши души». В милицейской форме пришел с репетиции в театральный буфет – пообедать. За столиком сидел каверзный старичок, ревизор КРУ из Москвы. Курышев поздоровался. Старичок поклонился и спросил его тихо: «И вы тоже – проверяете?» — «Да», — кивнул Виктор прямо по роли. – «И давно работаете в театре?» — «Давно, — чистосердечно сказал Виктор. – Очень давно». – «Ну, если и ваше ведомство привлекли, то есть ОБХСС… Нюхом чувствую, что есть нарушения, но не могу найти. Как Вас зовут? Надеюсь, теперь мы работать вместе. Надо прижать сотрудников бухгалтерии, согласны?»
В два часа ночи домой Виктору позвонила главный бухгалтер. Причитая и плача, спросила: «Виктор Николаевич! Правда, что вы – секретный сотрудник ОБХСС, и только притворяетесь актером? Мне ревизор сказал…» — «Да я пошутил!» — воскликнул он.
Утром его вызвал к себе директор театра. Рядом был тот самый старичок. «Да я же пошутил!» — воскликнул Виктор. «Хороши шутки! – сказал ревизор. – А если бы война? Вы бы Родину продали?…» Тут уж за него заступился и директор. – Это уж слишком! Что вы… Родину – никогда. Он у нас службу проходил в группе Советских войск в Германии…»
Виктор до сего времени хранит в своем домашнем архиве выговор «за нетактичное обращение с работником Министерства культуры».
«Я же говорил, — улыбается Курышев. – Давно говорил, что я – комик в жизни и артист на сцене»…
Театральные работы
Вильфрид-Каспер — «Физики» Ф. Дюрренматта
Арапчонок, Гаврила, Григорий — «Федор Волков» Н.Севера
Рябцов — «Враги» М. Горького
Тришка — «Недоросль» Д. Фонвизина
Ичино Мотоно — «Посольский дневник» С. Дангулова
Карташов — «Брат Алеша» В. Розова
Гришка — «Характеры» В. Шукшина
Абросимов — «Тревожный месяц вересень» В. Смирнова
Валерик, Джанни — «Ожидание» А. Арбузова
Деннис — «Как вам это понравится» В. Шекспира
Фирсов — «Соловьиная ночь» В. Ежова
Дженшенкул — «Материнское поле» Ч. Айтматова
Стенли — «Сваха» Т. Уайльдера
Ибисов — «Дело» А. Сухово-Кобылина
Роберт-Пила, Констебль — «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля
Витторио — «Моя профессия – синьор из общества» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи
Полли Бейкер — «Человек есть человек» Б. Брехта
Мэрри — «Сокровища капитана Флинта Б. Савельева
М-р Джибс — «Мышьяк и кровавые кружева» Н. Кесселринга
Бондаренко — «Кавказский роман» Л. Толстого
Яков — «Платонов» А. Чехова
Рейнальдо — «Гамлет» В. Шекспира
Мишка — «Ревизор» Н. Гоголя
Псалм — «Двойная игра» У. Конгрива
Потапыч — «Игрок» Ф. Достоевского
Роберто — «Цилиндр» Э. де Филиппо
Пристав, Фортунато — «Къоджинские перепалки» К. Гольдони
Царь, Старик — «Сказки Пушкина»
Мирон Ипатыч — «Охота пуще неволи» А. Островского
Г-н Физзиунг, Джентльмен — «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» О. Никифоровой
Дед Мазай — — «Снежная кутерьма» О. Никифоровой
Призы и награды
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», 2000 г.