Борисова Юлия Константиновна биография
ФИО: | Борисова Юлия Константиновна |
Дата рождения: | 17.03.1925 |
Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1969).
Герой Социалистического Труда (21.03.1985).
В 1949 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина.
С 1949 года — актриса театра им. Евг. Вахтангова.
Первые шаги на сцене — в амплуа лирических героинь.
Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей.
Но подлинное открытие большой актрисы с уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле "На золотом дне" Д. Мамина-Сибиряка (1955).
Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.
С тех пор, практически, ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась не замеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственен сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.
Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова — всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа («Город на заре» А. Н. Арбузова, 1957), и Люся («Две сестры» Ф. Кнорре, 1957), и Банат («Неписаный закон» Н. Пистоленко, 1958), и Аня («Коронация» Л. Г. Зорина, 1959), и, наконец, Валя («Иркутская история» А. Н. Арбузова, 1959).
Все они на пороге жизни, все они отражают мечты и стремления, драмы и радости современницы Борисовой, но особо выделяется Валя — образ, в котором было тонко и точно сыграно ею взросление души, осмысление своего места в жизни — чуда, произошедшего от любви.
Особую страницу в актерской биографии занимает создание роли Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф. Достоевского, 1958) — актрисе довелось сыграть ее и в кино и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины.
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила — всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью — у нее всегда натуры избранные, незаурядные — умная, независимая Нефедова ("Одна" С. Алешина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспира, 1971), романтическая, чарующе открытая, растратившая свою жизнь талантливая Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье" Л. Малюгина, 1965), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" А. Чехова, 1979), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" В. Гюго, 1985) и, конечно же, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена ("Варшавская мелодия" Л. Зорина, 1967); революционерки — Мария ("Конармия" И. Бабеля, 1966) и Виринея ("Виринея" Л. Сейфуллиной, 1967), и деловые женщины — Анна Георгиевна ("Из жизни деловой женщины" А. Гребнева, 1974). Но есть еще грань таланта актрисы — создание образов комедийных, почти эксцентрических — это веселая, озорная и гордая казачка Павлина ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А. Софронова, 1959, 1961), и вседозволенная, взбалмошная и хитроумная Эпифания ("Миллионерша" Б. Шоу, 1964), и капризная, своенравная Турандот ("Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1963), и беспомощная, доверчивая королева Анна ("Стакан воды" Э. Скриба, 1988).
Все эти образы поражают смелостью откровенной театральности, блеском мастерства.
В последние годы Юлии Борисовой довелось сыграть двух женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А. Островского, 1993), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кемпбел ("Милый лжец" Д. Килти, 1994) — умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б. Шоу.
Многие годы Юлия Борисова была депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 года), членом Президиума Дома Актера.
Замужем была один раз — за директором-распорядителем Театра им. Вахтангова И. И. Спектором (1916—1974).
Юлия Борисова: Принцесса театра
О ней всегда говорят с исключительной теплотой. Говорят все, кому случалось встречаться с нею. Её коллеги в один голос отмечают, как легко играть с нею, как тонко чувствует она партнёра, понимает его без слов и помогает ему.
Юлия Константиновна очень мало снималась в кино, но уже одна роль вписывает её имя золотыми буквами в скрижали отечественного кинематографа. Настасья Филипповна. Долгие годы трудно было представить себе эту героиню в ином исполнении. Юлия Борисова играла её не только в кино, но и на сцене родного театра. В обоих случаях её партнёрами были величайшие актёры театра Вахтангова: Юрий Яковлев и Николай Гриценко.
А уже в наши дни, в новый век Юлия Константиновна благословила играть свою звёздную роль молодую актрису театра Вахтангова — Лидию Вележеву. Такая вот преемственность.
Юлия Борисова всегда была ведущей актрисой театра, его женским лицом. Она и Настасья Филипповна, и пани из «Варшавской мелодии», и Клеопатра, и, конечно, принцесса Турандот! Юлия Борисова и Василий Лановой, как некогда Ц. Мансурова и Ю. Завадский, покорили публику и стали эталонными исполнителями ролей Турандот и Калафа.
Сегодня для Юлии Борисовой пришло время иных ролей, но по сей день остаётся она Принцессой Театра Вахтангова! А, может быть, уже королевой его?..
«Корифеи театра Вахтангова»
Театральные работы
1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Магда
1949 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Геро
1949 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука — Галя
1950 — «Отверженные» В. Гюго — Эпонина
1952 — «Два веронца» У. Шекспира — Джулия
1955 — «На золотом дне» Д. Н. Мамина-Сибиряка — Анисья Молокова
1956 — «Одна» С. Алешина — Нефёдова
1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова — Наташа
1957 — «Две сестры» Ф. Ф. Кнорре — Люся
1958 — «Неписанный закон» Л. Ирвинга — Банат;
1958 — «Идиот» Ф. М. Достоевского — Настасья Филипповна
1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова — Валька-дешёвка
1959 — «Стряпуха» А. В. Софронова — Павлина Казанец
1960 — «Двенадцатый час» А. Н. Арбузова — Анна
1961 — «Стряпуха замужем» А. В. Софронова — Павлина Казанец
1963 — «Двое на качелях» У. Гибсона — Гитель
1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Турандот
1964 — «Миллионерша» Б. Шоу — Эпифания
1964 — «Правда и кривда» М. А. Стельмаха — Мавра Покитченко
1965 — «Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина — Лика Мизинова
1966 — «Конармия» И. Э. Бабеля — Мария
1967 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной — Виринея;
1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина — Гелена
1969 — «Коронация» Л. Зорина — Аня;
1971 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра
1974 — «Из жизни деловой женщины» А.Б. Гребнева — Анна Георгиевна
1979 — «Леший» А. П. Чехова — Елена Андреевна
1985 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария
1988 — «Стакан воды» Э. Скриба — королева Анна
1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина
1994 — «Милый лжец» Б. Шоу — Патрик Кэмпбелл
2011 — «Пристань» по мотивам произведений Б. Брехта, И. А. Бунина, Ф. М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. С. Пушкина, Э. де Филиппо — Клара Цаханассьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта)
Призы и награды
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995).
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1966) — за исполнение ролей Вали, Павлины Казанец, Мавры Покитченко в спектаклях «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Стряпуха замужем» А. В. Софронова, «Правда и кривда» М. А. Стельмаха.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (6 марта 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 марта 2010).
Два ордена Ленина (1971, 21.03.1985).
Орден Трудового Красного Знамени (1960).
Орден Октябрьской Революции (17.03.1975).
Первый лауреат Высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот" (1991).
Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000).
Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1996).
Премия «Театральная весна» (1989).
Международная премия имени К. С. Станиславского (2006).
Театральная премия «МК» Сезон-2011/2012 (за исполнение роли Клары Цаханассьян в спектакле "Пристань" — Визит старой дамы).