Алентова Вера Валентиновна биография

15.3.2014, 21:35
Алентова Вера Валентиновна биография
ФИО: Алентова Вера Валентиновна
Дата рождения: 21.02.1942

Vera Alentova

Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.

Заслуженная артистка РСФСР (11.06.1982).
Народная артистка России (25.08.1992)

Отец — Быков Валентин Михайлович, актёр. Мать — Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР. Отец умер, когда девочке не было ещё 4 лет, и Вера с мамой уехали на Украину, навсегда оставив родной Север. Вера вместе с мамой часто меняла место жительства. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в ВУЗ решила показать свои актёрские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала её мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.
Мама, Ирина Николаевна, не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву.
В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. Педагоги недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но всем было ясно, что столичная карьера Веры закончена.
В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В театре не было актрисы такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих детских грёз, встретившись с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный солдатик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975). Она работала с разными режиссёрами, застала ещё Бориса Равенских, который поставил с ней «Шоколадного солдатика» Бернарда Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошёл более 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского в постановке молодого режиссёра А. Говорухо наделали много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой — главной героини Евлалии, за которую актриса получила диплом 1-й степени имени А.Н. Островского.
Спектакль «Я — женщина» по сценарию Виктора Мережко был поставлен режиссёром Борисом Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам именно в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием «Прости»), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль разрешили, правда, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль всё равно получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители ещё долго после окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идёт.
В кино дебютировала в 1966 году в роли Лидии в фильме "Дни лётные".
Интереснейшей работой Алентовой был девятисерийный телефильм «Такая короткая долгая жизнь» по сценарию Иосифа Ольшанского и с режиссурой Константина Худякова. Главная героиня телефильма Настя начинает свою жизнь на экране совсем молодой женщиной, и вся её нелёгкая судьба, связанная с потерей ребёнка, переездом из деревни в город, войной, обретением нового трудного счастья, рождением другого ребёнка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей в течение почти 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма. После выхода сериала на экраны Алентову никто не узнавал: роль была для нее необычна, актёры называют такие роли характерными с переменой привычного внешнего облика. Актриса не боялась быть на экране некрасивой, и, когда коллеги по театру говорили Алентовой, что даже они, так хорошо знавшие актрису, поначалу не узнали её, Вера Валентиновна считала это для себя высшей похвалой.
Своим кинодебютом Вера Валентиновна считает фильм «Москва слезам не верит» (1979). Владимир Меньшов, так неверно оценённый в своё время педагогами Школы-студии МХАТ, снял этот свой второй по счёту фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, таки зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а за один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.
Вера Алентова с 1980 года является членом Союза кинематографистов. В том же году она получила приз «Сан-Мишель» за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе.
В 1981 году по опросу читателей журнала «Советский экран» она была признана «лучшей актрисой года». В том же году Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, а фильм получил высшую награду Американской академии киноискусств — «Оскар».

В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Время желаний» режиссёра Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был последний фильм великого мастера и остался в благодарной памяти актёров, с ним работающих, как прикосновение к некой тайне. Тихо и неспешно Райзман умел создавать на съёмочной площадке атмосферу любви и поклонения друг другу.
Фильмов на счету у Веры Алентовой немного, но все они любимы зрителями и запоминаются надолго.
Вера Алентова с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, а в 1993 году стала президентом Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов СТД Российской Федерации.
Фонд старается помочь театральным работникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.
В том же 1993 году Алентову пригласил к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр знаменит шумными премьерами и громкими именами. Спектакли театра пользуются неизменной любовью зрителей.

Академик Российской академии киноискусств.


Театральные работы

1965 «Аленький цветочек» по С. Аксакову — Аленушка
1966 «Шоколадный солдатик» Б. Шоу — Райна (реж. Б. Равенских)
«Квадратура круга» В. Катаева — Людмила (реж. А. Говорухо)
«Человек и джентльмен» Э. де Филиппо — Биче (реж. Оскар Ремез)
1970 «Зыковы» М. Горького — Павла (реж. П. Васильев)
1972 «Невольницы» А.Н. Островского — Евлалия (реж. А. Говорухо)
1974 «Последние дни» М. Булгакова — Гончарова (реж. Б. Толмазов)
1975 «Разбойники» Ф. Шиллера — Амалия (реж. А. Говорухо)
1976 «Сокровище» Джона Б. Пристли — Роберта Крой (реж. Б. Толмазов)
1978 «Жил-был Я» А. Штейна — Мерцальская (реж. А. Говорухо)
1979 «Дети солнца» М. Горького — Елена (реж. А. Говорухо)
1981 «Кафедра» В. Врублевской (реж. Л. Танюк)
1982 «Сочная вырезка для фрекен Авсениус» Р. Огорда
1984 «Я — женщина» В. Мережко — Маша (реж. Б. Морозов)
1987 «Подонки» Я. Гловацкого — Директор (реж. Ю. Еремин)
1988 «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») А. Островского — Ренева (реж. Ю. Еремин)
1992 «Призраки» Э. де Филиппо — Мария (реж. Ю. Еремин)
1994 «Французский бенефис» по мотивам пьес М. Беркье-Маринье и М. Митуа — Актриса (реж. Андрей Максимов)
1996 «Варшавская мелодия» Л. Зорина — Гелена (реж. Ю. Еремин)
1996 «Где любезная моя?» по пьесам А. Н. Островского — Антрыгина (реж. и автор инсценировки Ю. Еремин)
«Красотки кабаре» А. Белинского и А. Мерлина на темы оперетт Имре Кальмана — Героиня (реж. А. Белинский)
2001 «Недосягаемая» С. Моэма — Каролина Эшли (реж. А. Говорухо)
2003 «Наваждение» А. Галина — Зинаида (реж. Р. Козак)
2006 «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета — Винни (реж. М. Бычков)
2006 «Девичник club» Айвон Менчелл — Люсиль (реж. Р. Козак)
2007 «Пули над Бродвеем» — Хелен Синклейр (реж. Е. Писарев)
2009 «Федра» М. Цветаевой — Кормилица
2010 «Бешеные деньги» А. Островского — Надежда Антоновна Чебоксарова (реж. Р. Козак)
2011 «Любовь. Письма» Альберта Гурнея — Мелисса (реж. Ю. Меньшова)
2013 «Две дамочки в сторону севера» Пьера Нотта — Бернадетта (реж. Н. Аракчеева)

Театр Антона Чехова
1993 «Чествование» Б. Слейда
1997 «Поза эмигранта» Г. Слуцка
2000 «Пизанская башня» Н. Птушкиной (реж. Ю. Еремин)

Антреприза «Театральная ассамблея Петра Гладилина»
«Афинские вечера» П. В. Гладилина — Людмила


Призы и награды

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм «Москва слезам не верит»).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986, за фильм «Время желаний»).
Орден Дружбы (19.02.2001).
Орден Почёта (14.07.2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3.11.2012).
Лучшая актриса 1980 года (по результатам опроса журнала «Советский экран»).
Премия МКФ в Брюсселе «Сан-Мишель» за лучшую женскую роль (1981, за фильм «Москва слезам не верит»).
Премия «Хрустальная Турандот» (2006, за роль Винни в спектакле «Счастливые дни»).
Премия ТЭФИ в номинации "лучшая женская роль" (2008, за главную роль в телевизионном сериале "И все-таки я люблю…").

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: