75 лет со дня рождения Высоцкого: редкие кадры с артистом

25.1.2013, 15:00

25 января — день рождения Владимира Высоцкого — актера, поэта, певца, в чьем репертуаре ироничные, гротескные зарисовки советской жизни сочетались с романтичным накалом.

Владимир Семенович родился 25 января 1938 года в Москве. Его родители развелись, прожив вместе около пяти лет, и Володя остался с отцом. Его мачеха, Евгения Степановна Лихалатова, на долгие годы стала для Владимира второй матерью. Его увлечение театром началось в школьные годы — с 1953-го Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов. В 1960-м он окончил актерское отделение Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко и пришел работать в московский Театр им. А.С. Пушкина, в 1962–63-м был актером Московского театра миниатюр. В 1964 году Высоцкий пришел в только что созданный Московский театр драмы и комедии под руководством Юрия Любимова, в котором играл до конца жизни. По выражению самого Высоцкого, этот театр стал для него «своим».

«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?» Я согласился послушать одну песню, то есть фактически наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминал Юрий Любимов.

В Театре на Таганке Высоцкий играл главные роли в спектаклях «Жизнь Галилея» и «Гамлет», участвовал в постановках «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание». Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов под псевдонимом Сергей Кулешов. Это были песни в стиле дворовой романтики, зарисовки из быта криминальной среды, которые не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.

Год спустя после прихода в театр, в 1965-м, Высоцкий начал исполнять свои песни со сцены. Еще через два года — 18 января 1967 года — в клубе «Восток» состоялся его первый официальный концерт. Благодаря магнитофонным записям Высоцкий за короткое время приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. Свой непередаваемый голос Владимир Семенович сделал себе специально: он хрипел и спускался на низы, чтобы его не узнали.

Высоцкий-актер участвовал в создании 30 художественных и телевизионных кинофильмов: «Хозяин тайги», «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и других. Известность артисту принес фильм «Вертикаль», рассказывающий о группе альпинистов, оказавшихся в критической ситуации. «Если друг оказался вдруг…» — народной стала не только сама картина, но и песни, написанные для нее.

В фильм 1968 года «Хозяин тайги» режиссер Владимир Назаров позвал Высоцкого на роль бригадира Ивана Рябого. Режиссер специально искал актера романтического плана — по его задумке, это могло обеспечить неоднозначную трактовку образа, его многогранность (в фильме Рябой оказался свидетелем кражи, а не вором, как было в повести Бориса Можаева «Власть тайги», по мотивам которой снималась картина). В фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968) роль поручика Александра Никитича Брусенцова изначально должен был исполнить Олег Янковский, однако его больше заинтересовал образ Андрея Некрасова. В итоге роль белогвардейского офицера исполнил Владимир Высоцкий. Интересно, что сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид с помощью фильмов хотели найти бывших знакомых по ГУЛАГу, для чего давали своим героям, в том числе и Александру Брусенцову, имена потерянных друзей.

Для фильма Александра Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976) Владимир Высоцкий написал две песни, которые так и не вошли в финальный вариант картины — «Купола» и «Сколь веревочка ни вейся». Фильм имел большой успех, однако сам Высоцкий, сыгравший главную роль, признавался, что съемки не принесли ему особой радости.

Для многих Владимир Высоцкий — суровый и обаятельный следователь МУРа Глеб Жеглов из знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя». В те пять вечеров, когда показывали фильм, в стране был зафиксирован рекордный минимум преступлений, что нашло доказательство в отчете МВД.

Последней киноролью Высоцкого стал Дон Гуан в фильме Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» по мотивам цикла Александра Пушкина. Одновременно со съемками в кино Высоцкий работал над знаменитым образом и на радио — так получилось, что на роль Дон Гуана его, помимо Швейцера, пригласил Анатолий Эфрос.

Лучшая театральная роль Владимира Высоцкого — это, безусловно, Гамлет. Премьера этого спектакля состоялась на Таганке 19 ноября 1971 года, Высоцкому тогда было 33 года. На «Гамлета» Высоцкого — в джинсах, свитере и с гитарой — зрители валили валом. «Решал ли я в «Гамлете» вопрос «быть или не быть»? Я думаю, что и перед Гамлетом не так стоял этот вопрос. Гамлет, которого я играю, он не думает, быть или не быть. Потому что быть; он знает, что хорошо жить все-таки», — говорил Высоцкий в одном из интервью. Гамлет стал и его последней ролью, в которой он появился в театре на Таганке 18 июля 1980 года — за неделю до смерти.

В начале 1970-х в Театре на Таганке у Высоцкого начались трудности — ему то давали главные роли, то выгоняли с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти — он попадал в реанимацию из-за больного сердца и нервного напряжения. В 1978 году Владимир Высоцкий решил уйти из театра, однако Любимов не хотел отпускать ведущего артиста и предложил ему еще одну роль — Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Зрители увидели спектакль в 1979 году.

При этом Высоцкий вел активную гастрольную деятельность, часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Вместе с актерами Театра на Таганке ездил с гастролями в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу.

Владимир Высоцкий был женат трижды, но самая долгая и яркая история любви в его жизни связана с Мариной Влади — французской актрисой русского происхождения, покорившей всех советских мужчин еще в 1956 году, после выхода на экраны фильма «Колдунья». Высоцкий и Влади познакомились в 1967 году на Московском международном кинофестивале, а еще через три года пара поженилась. Живя в разных странах, Высоцкий и Влади искали способы видеться как можно чаще: он постоянно просил разрешение на выезд за границу, а она однажды даже уговорила венгерского режиссера Марту Месарош, снимавшую ее в фильме «Их двое», дать Высоцкому эпизодическую роль. Их брак продлился десять лет, вплоть до смерти Владимира Высоцкого в 1980 году.

25 июля 1980 года в квартире на Малой Грузинской в 04:10 сердце Владимира Высоцкого остановилось. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила Московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию…

Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним…

Это было одно из последних его стихотворений.

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии: